01 октября 2021 года в образовательных организациях города начинается проведение социально - психологического тестирования обучающихся 13-18 лет, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Проблема зависимого поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для современного российского общества. Результаты многочисленных научных исследований и обыденный житейский опыт свидетельствуют о том, что первые случайные пробы наркотиковв подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным последствиям и правонарушениям. Такого будущего не пожелает своему ребенку ни один родитель. При этом большинство подростков совершают первую пробуиз любопытства и/или за компанию, для того, чтобы испытать новыеощущения, а также потому, что это модно и они не хотят отличатьсяот одноклассников.
Мероприятия по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психоактивных веществ проводятся во всех образовательных организаций Российской Федерации с 2014/15 учебного года в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Они включают:
- социально-психологическое тестирование;
- профилактический медицинский осмотр.
Социально-психологическое тестирование - это психодиагностическое обследование, позволяющее выявлять исключительно психологические факторы риска возможного вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности, а не выявляет факта незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
СПТ в 2021/22 учебном году проводится в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально - психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях», распоряжением министерства образования и науки Архангельской области от 31.08.2021 № 1598 «Об организации социально - психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и в профессиональных образовательных организациях Архангельской области, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в 2021/22 учебном году».
Основные задачи социально-психологического тестирования:
- выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью их последующей психологической коррекции;
- организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление НС и ПВ;
- формирование контингента обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры.
Основные принципы проведения социально-психологического тестирования:
- добровольность: обучающиеся от 15 лет самостоятельно,от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологическоготестирования;
- конфиденциальность: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;
- ненаказуемость: результаты социально-психологическоготестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного наказания;
- помощь: по результатам тестирования можно обратитьсяза помощью к психологу.
Результаты социально-психологического тестирования:
- не являются достаточным основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный, наркологический учет или постановки иного диагноза);
- могут лишь мотивировать тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на развитие профилактической компетентности, навыков личностно-доверительного общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую адаптацию;
- позволяют тестируемому получить информацию о самом себе, содействуя развитию у него навыков рефлексии, позволяющей адекватно оценивать свои возможности;
- обобщенные (не персональные) результаты социально-психологического тестирования позволяют организовать эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной школы.