Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 «Ягринская гимназия»

Адрес:
164524, Северодвинск, Приморский бульвар, 50
схема проезда
Телефоны:
(8184) 57 24 24- директор, секретарь

(8184) 57 45 38 -вахта

(81814) 57 24 01 - бухгалтерия

  (8184) 57 02 47 - зам. директора по ВР  

  E-mail - ygim@mail.ru

Флотская судьба Соловецкого юнги Косырева Алексея Семеновича

Слайд1.JPG
Слайд3.JPG
ВСТУПЛЕНИЕ.
2015 год – год 70-летия Великой Победы. Каждый день отдаляет нас все дальше и дальше от тех трагических лет в истории нашей страны, все меньше и меньше остается среди нас тех, кто своим потом и кровью добывал Победу, кто, пройдя суровые испытания и ужасы войны, выжил. А ведь самым молодым солдатам последнего призыва сегодня за восемьдесят. Поэтому у нас осталось очень мало времени, чтобы собрать и сохранить их свидетельства: о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись. Последнее время стали выходить печатные издания с воспоминаниями ветеранов о войне. Но, к сожалению, не обо всех живущих ныне ветеранах войны можно прочитать в этих книгах. Сегодня в своей экскурсии я хочу рассказать вам о северодвинце, ветеране Великой отечественной войны и труда, выпускнике Соловецкой Школы Юнг, военном моряке Косыреве Алексее Семеновиче. (Приложение А) Эта экскурсия – результат нескольких интервью с Алексеем Семеновичем, изучения его документальных свидетельств: фотографий, справок, документов.
Слайд4.JPG
ФЛОТСКАЯ СУДЬБА КОСЫРЕВА АЛЕКСЕЯ СЕМЕНОВИЧА.
1. Соловецкая Школа Юнг.
Косырев Алексей Семенович родился 13 декабря 1926 года в деревне Большая Каменка Елховского района Куйбышевской области.
В 1941 году, когда началась война, Алексею было 15 лет, он с родителями жил в Куйбышеве, в поселке Зубчининовка. С оккупированных немцами территории в город были эвакуированы несколько авиационных заводов. Леша, бросил учебу и пошел работать на завод. Около года Алексей работал на станках, вместе с другими рабочими выпускал необходимые фронту самолеты - штурмовики «Ил-2».
Весной 1942 года Алексей становится учеником первого набора Соловецкой школы Юнг», которая создавалась на Соловецких островах по приказу Народного Комиссара Военно-Морского флота СССР от 25 мая 1942 г. Леша, как все мальчишки в то время, хотел отправиться на фронт. О том, как он оказался в Соловецкой Школе юнг Алексей Семенович вспоминает: «На заводе от ребят я узнал. Что идет набор в создаваемую школу юнг. Мы с ребятами пошли в приемный пункт. А там принимали только ребят 27-го и 28-го года рождения, а тех, кто был постарше, не брали. Ну а поскольку я родился в декабре 26-го, почти в 1927 году, то мне не отказали, а попросили принести справку из школы. Я сходил к директору школы, взял справку, принес и меня зачислили». Продолжая работать на заводе, Алексей прошел медкомиссию. И затем ничего не объясняя на работе, отправился вместе с другими ребятами в Школу юнг. « Если бы я заранее сказал на заводе, что хочу поступить в Школу Юнг, то не отпустили бы, потому что на заводе нужны были рабочие руки» - пояснил Алексей Семенович.
Слайд7.JPG
К 1 августа 1942 года 1500 мальчишек- юнг первого набора- прибыли в город Архангельск, где после 2-х недельного карантина и санитарной обработки они получили свое первое военное обмундирование. Полные решимости получить флотские специальности - рулевого, сигнальщика, моториста, радиста, боцмана, электрика, акустика - и подготовиться к службе на военных кораблях, к встрече с врагом мальчишки отправились на Соловки.
До Соловков ребят доставил теплоход, а затем Алексей с другими мальчишками шли пешком 14 км до Савватьево.
В Савватьево юнг встретили полуразрушенное здание церкви, каменный корпус и бывшая деревянная гостиница, ранее предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса. Юнг поселили в палатках, и они сразу начали строить землянки. Мальчишкам приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать валуны, валить лес и таскать на своих плечах бревна. «Землянки строили на 50 человек, - вспоминает Алексей Семенович, - Сначала выкапывали вручную котлован, Внутри настилали деревянный пол, рядами справа и слева делали двухъярусные нары из досок. Отапливали землянку печкой».
К ноябрю 1942 г. строительные работы были закончены, и первый набор юнг приступил к учебе. Занятия проходили в бывших монашеских кельях, переделанных в классы, и даже в землянках. С утра -математика, физика, морские предметы. Обед, тихий час - и снова учеба. Ежедневно - стрельбища, строевая подготовка, смотры - словом, нормальная армейская, флотская жизнь. И без конца что-то чистили, драили, подметали: порядок и дисциплина для моряка - дело чести.

Слайд8.JPG
Школа в Савватьево состояла из трех частей. В самом скиту находились жилой дом для преподавателей Школы и их семей, учебные корпуса, небольшая баня (еще монастырской постройки), прачечная и клуб. На расстоянии 1–2 км, по берегам озер и склонам сопок, в лесу, расположились жилые землянки вместимостью 52 человека каждая. В полукилометре от Савватьево действовала столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня и санитарная часть. Школа юнг территориально разделилась на две части. Другая часть юнг дислоцировалась в Кремле. Расселение юнг производилось в зависимости от получаемой специальности.
Алексей Косырев учился специальности боцмана торпедных катеров. Наставниками юнг были кадровые офицеры, офицеры торгового флота, опытные, знающие, талантливые. Повинуясь жгучему желанию, умело защищать Родину, юнги учились только на «хорошо» и «отлично». Алексей Семенович вспоминает, что учиться ему было очень интересно. В Свидетельстве об окончании Соловецкой школы Юнг у Алексея Косырева по морским предметам только «Отлично». (Приложение Б)
В сентябре 1943 года состоялся первый выпуск. Начальник школы, потомственный морской офицер, капитан первого ранга Н.Ю. Авраамов зачитал Приказ наркома ВМФ о направлении юнг на флоты и флотилии. Готовые к сложностям морской службы, к суровым боевым испытаниям, мальчики в краснофлотской форме и бескозырках, на ленточках которых, завязанных бантиком, золотилась надпись «Школа Юнгов ВМФ»- эти мальчики « с бантиками», дали клятву на верность своему воинскому долгу. «Мальчики с бантиками» так назвал их в своей одноименной повести Валентин Пикуль, который, также как и Алексей был воспитанником первого набора Соловецкой Школы Юнг. Эта книга стала достойным памятником тем юнгам, которые не дожили до дня Победы. 

Слайд6.JPG
Монастырские своды молчали.
Здесь мальчишек войне обучали.
Им всего-то пятнадцать от роду,
Но уйдут они камнем под воду.
Не сдаваться в бою их учили.
Пасть героем с мечтой они жили.
Это были советские дети:
Кто за жизнь пацанов был в ответе?
Сколько их Соловки приютили?
Скольких там за войну обучили?
В море шли без сомненья, с размахом.
В юных душах ещё нету страха.
Моряков заменяли погибших.
До Победы большой не доживших.
Юнги быть, кем угодно умели.
За Отчизну погибнуть хотели.
Добровольная школа морская.
В Соловках всем грехи отпуская,
Обучала детей гордой смерти.
Звали их «Соловецкие черти».
Ираида Мордовина
Слайд9.JPG2. Оборона Ленинграда
После окончания Соловецкой школы юнг Алексей Косарев был направлен в боевой отряд Балтийского флота на эсминец «Грозящий». Эскадренный миноносец «Грозящий» в1943-1944 годах нес свою вахту у стен Балтийского завода в Ленинграде. На «Грозящем» в тот момент не было нужды в боцманах, поэтому Алексею Косыреву пришлось на практике освоить специальность комендора, т.е. морского артиллериста. Так для Леши началась война. Ему сразу пришлось стать взрослым, так как военная служба, суровая сама по себе и вдвойне – в военное время, не давала поблажек. Под пронизывающими ветрами, обдаваемые ледяной водой, матросы стояли на палубе 2-4 часовую вахту. Но Леша, ни чем, не уступая старшим, справлялся со всеми тяготами военной службы наравне с бывалыми морскими волками и справно выполнял обязанности второго и первого наводчика орудя.
В январе 1944 года Балтийскому Флоту, под командованием адмирала В. Ф. Трибуца ставилась задача огнем корабельной и береговой артиллерии и ударами авиации содействовать Ленинградскому фронту в прорыве обороны противника. Разгром противника в ходе Красносельско-Ропшинской наступательной операции имел важное оперативное значение.[9] Вспоминая о той операции, Алексей Семенович рассказывал: «Стреляли. Стреляли, чуть ли не до каления стволов. Стреляли с утра до вечера. Когда заканчивались боеприпасы, привозили и грузили новые боеприпасы и опять стреляли.» Недаром Красносельско-Ропшинскую операцию называли также «Январский гром». Эта операция впоследствии привела к полному снятию блокады Ленинграда. За свое участие в этих боевых операциях Косырев А.С. Указом Верховного Совета СССР от 22 марта 1944 г. был награжден медалью «За оборону Ленинграда». (Приложение В. Рисунок 1.)

Слайд10.JPG3. Оборона Советского Заполярья
После освобождения Ленинграда Алексея направляют на Северный флот, где он прослужил до конца войны на сторожевом корабле «Дежнев». «Дежнев» к тому времени уже залечил свои боевые раны, полученные в августе 1942 года, когда он очень серьезно пострадал, вступив в неравный бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер» вблизи острова Диксон. Тогда, не ожидавший сопротивления фашистский корабль, получив несколько прямых попаданий, повернул на обратный курс и скрылся.
После ремонта и до победного дня "Дежнев" нес службу в суровых водах Белого и Карского морей. Он часто выполнял конвоирование транспортов, обеспечивал дозорную службу, доставлял в отдаленные островные гарнизоны различные военные грузы, охранял наши северные проливы.[7] Алексей Семенович вспоминает, что иногда Дежнев выходил и на зверобойный промысел. Мясо тюленей помогало выжить в голодные военные годы. После одного из таких рейсов корабль стоял на разгрузке в Архангельске, когда ночью с 8 на 9 мая пришла долгожданная весть о Победе. Вспоминая об этом памятном дне, Алексею Семеновичу не хватало слов, чтобы передать то, что творилось тогда вокруг. Мы можем только догадываться о том, как огромна была эта всеобщая радость, что даже спустя 65 лет, вспоминая о ней, на глазах у Алексея Семеновича заблестела слеза. За свое участие в Великой отечественной войне А.С. Косырев награжден Орденом Отечественной войны II степени и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», медалью «За оборону Советского Заполярья». (ПриложениеВ. Рисунки 2 - 4)

Слайд18.JPG4. Послевоенная служба на Северном Флоте.
Война закончилась, а служба Алексея Косырева на Северном Флоте продолжалась. Летом 1945 года корабль «Дежнев» вернули ледокольному флоту и Алексей в ожидании распределения на новый корабль служил в поселке Ваенга (с 1951 года Североморск), где пришлось работать на лесозаготовке, обеспечивать дровами воинскую часть. За ударную работу Алексея наградили 10-дневным отпуском домой.
После отпуска Алексею суждено было снова вернуться туда, где начиналась его карьера военного моряка, на Соловки. И снова он воспитанник, но только Школы Оружия Учебного отряда Северного Флота. В июне 1946 года он оканчивает эту школу. И снова это первый выпуск, на это раз это первый выпуск комендоров-специалистов 2-го класса. (Приложение Г. рисунок 1.)
По окончании Учебного отряда Алексей несет свою службу сначала на эсминце «Достойный» до 1948 года (Приложение Г. Рисунок 2.), а позднее на эсминце «Сталин». В 1950 году он демобилизуется в звании старшина II статьи. (Приложение Г. Рисунок 3-4).

Слайд22.JPG5. Ветеран труда Северного машиностроительного предприятия
После демобилизации Алексей Косырев работал на северном машиностроительном предприятии. Алексей не сразу нашел себя в мирной профессии, работал и маляром, и газорезчиком., и слесарем – монтажником.
А в 1956 году он был принят торпедистом в сдаточную команду первой атомной подводной лодки. После спуска её на воду Алексей ушел в море на её испытания. Он вспоминает, как ему бывалому моряку, прослужившему на флоте 8 лет, пришлось впервые погружаться глубину 400 м. Так Алексей Косырев стал ещё и подводником.
Потом были другие корабли, так и прослужил Алексей Косырев до 50-ти лет на строящихся кораблях. Позже работал на заводе « Звездочка» слесарем-монтажником.
В 1982 году его наградили медалью «Ветеран труда».
Сейчас он находится на заслуженном отдыхе. В декабре 2009 года Алексею Семеновичу исполнилось 83 года, но он бодр и ведет активный образ жизни: занимается садоводством и рыбной ловлей.
В прошлом году Алексей Семенович снова побывал на Соловках. Приложение Г. Рисунок 5) Говорит: «Не узнать. Все изменилось. На месте бывших землянок уже большие сосны и берёзы растут». Очень сожалеет о том, что не знал, когда строили памятник погибшим юнгам, а то бы непременно приехал бы принять участие в его строительстве.

Слайд21.JPGЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Соловецкая школа юнг, просуществовав до 1945 года, дала три выпуска прекрасно подготовленных юных моряков отечественному флоту и шанс на Судьбу каждому из своих выпускников. Из 4.5 тысяч ребят, закончивших эту школу, 1,5 тысячи погибли в боях.
Алексей Семенович Косырев с честью прошел сквозь огонь войны и уцелел, ему хватило и во¬енных и мирных наград. Главной же наградой стала сама жизнь, в течение которой он стремился себя реализовать. Кто знает, как сложилась бы его жизнь и жизнь других ребят, а большинство из них были из бедных семей или детдомовцы, не будь в начале пути этой крепкой, морской, профессиональной и гражданственной закваски, закрепившей в них лучшие человеческие качества. Хотелось бы, чтобы собранный нами материал об Алексее Семеновиче Косыреве был опубликован, чтобы последующие поколения северодвинцев знали о нем и могли им гордиться так же, как мы гордимся своим земляком - ветераном боевой и трудовой службы, юнгой Соловецких островов первого выпуска Константином Михайловичем Юдановым. который воевал на легендарном эсминце «Гремящем». По данным, в другие годы эту школу закончили ещё несколько нынешних ветеранов - северодвинцев. Среди них Кононов М.Д., Чернышов С.В., Сухляев Г., Васькин А. и Косолапиков.
Сохранение памяти о тех, кто ковал Победу в этой войне - это наш долг перед ними, часть основы дальнейшего развития России в XXI веке. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю, - основа достоинства нации, ее способности в реализации национальных интересов, ценностей и идеалов. 

Слайд13.JPGСлайд14.JPG
Слайд15.JPG Слайд16.JPG  Слайд20.JPG
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!