Уважаемые родители обучающихся гимназии!
В целях выполнения рекомендаций Роспотребнадзора и органов управления образованием по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 , а также в связи с многочисленными обращениями родителей на основании решений педагогического совета гимназии от 12.10.2020г. и Совета родителей гимназии от 29.10.2020г. МАОУ «Ягринская гимназия» вводит с 09 ноября 2020 г режим пятидневной учебной недели.
При переходе на режим пятидневной учебной недели учреждение руководствовалось основными законодательными и нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере образования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” дает автономию образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности; разработке и утверждении образовательных программ образовательной организации; разработке и принятии правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. Данная самостоятельность в принятии решений касается и права образовательной организации в выборе режима работы – пятидневного или шестидневного;
2. Федеральными государственными стандартами начального, основного, среднего общего образования (учебные планы составляются в соответствии с ФГОС, в учебном плане дан перечень обязательных для изучения в начальной, средней и старшей школе предметов и предметов по выбору)
3. СанПиН 2.4.2.2821-10 (п. 10.5 определяет требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся в урочной и внеурочной деятельности ).
Чтобы понять особенности перевода образовательного процесса учреждения на пятидневную учебную неделю , коротко остановимся на таких понятиях как основная образовательная программа и учебный план.
Основная образовательная программа основного общего образования должна обеспечивать:
развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и сети Интернет.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам основного общего образования, разрабатывает основную образовательную программу основного общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
внеурочная деятельность.
Разработанная организацией, осуществляющей образовательную деятельность, основная образовательная программа основного общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
При переходе на пятидневную учебную неделю учреждением должны быть выдержаны гигиенические требования к максимальному объему недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2-2821-10 ( см. таблицу). Другими словами, учреждение обязано не допустить перегруза обучающихся.
Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся
Классы |
Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)* |
Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)** | |
при 6-ти дневной неделе, не более |
при 5-ти дневной неделе, не более |
Независимо от продолжительности учебной недели, не более | |
1 |
- |
21 |
10 |
2 - 4 |
26 |
23 |
10 |
5 |
32 |
29 |
10 |
6 |
33 |
30 |
10 |
7 |
35 |
32 |
10 |
8 - 9 |
36 |
33 |
10 |
10 - 11 |
37 |
34 |
10 |
Из таблицы видно, что согласно требованиям СанПиН 2.4.2- 2821-10 максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся на каждой параллели классов при 5-дневной учебной неделе должна быть сокращена на 3 часа . Это значит, что должно сократиться количество часов на освоение программы того или иного учебного предмета из обязательной части или части, формируемой участниками образовательных отношений. То есть, образовательная программа гимназии при пятидневной учебной неделе должна быть реализована при меньшем объеме часов аудиторной недельной нагрузки.
При этом мы вынуждены будем сократить часы недельной аудиторной учебной нагрузки:
- 5-а кл. : немецкий язык – 1 час., технология – 1 час., практикум математики - 1 час;
- 5-б,в кл. : английский язык – 1 час, информатика – 1 час, технология – 1 час;
- 6 кл. : литература, биология, английский язык – по 1час;
- 7 кл. : немецкий язык, музыка, технология – по 1 час;
- 8 кл.: изобразительное искусство, английский язык, финансовая грамотность – по 1 час.;
- 9 кл.: английский язык( в группе угл. обучения), ОБЖ - по 1 час.
Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам основного общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной программы основного общего образования.
Используя режим шестидневной учебной недели ,гимназия часы учебного плана из части, формируемой участниками образовательных отношений, в данный момент направляет на расширение содержания и углубление учебных предметов обязательной части: , а именно:
· изучение на углубленном уровне:
- английского языка( 2 часа) во 2-9 классах,
- математика – 5класс ;
· изучение на расширенном уровне:
- информатика – 5-6 класс;
- биология и география – 6 класс;
- биология и физика – 7 класс;
- химия – 8 класс;
- два курса по выбору – 9 класс.
В 10-11 классах реализуется в рамках профильного обучения в зависимости от профиля реализуется углубленное изучение учебных предметов : математика, информатика, физика, биология, химия, английский язык, право.
При пятидневной учебной неделе достичь тех же, повышенных планируемых результатов освоения образовательной программы за меньшее количество часов учебного плана будет значительно сложнее.
Каков может быть выход?
Необходимо отметить, что в соответствии с ФГОС основная образовательная программа реализуется не только за счет урочной, но и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы.
Цель внеурочной деятельности - обеспечение достижение обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.
Для того чтобы обучающиеся могли использовать предоставленное гимназией право достичь планируемых результатов по тому или иному предмету на продвинутом уровне, развивать свою коммуникативную, математическую, финансовую, естественнонаучную грамотность, реализовать свои образовательные потребности, Гимназия в рамках плана внеурочной деятельности предоставит обучающимся курсы внеурочной деятельности различной направленности.
Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также с использованием дистанционных образовательных технологий. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Для каждой параллели будет предложен список курсов внеурочной деятельности по следующим направлениям:
Общеинтеллектуальное направление – предполагает развитие критического мышления, способностей к анализу информационного потока. Расширение кругозора, освоение новых методов получения информации.
Спортивно-оздоровительное направление – предполагает гармоничное психофизическое развитие детей. Привитие школьникам здоровых привычек.
Социальное направление – предполагает осознание важности социальных норм и установок. Формирование социальных навыков. Знакомство с законами развития общества.
Общекультурное направление – предполагает привитие эстетических ценностей. Экологическое воспитание.
Духовно-нравственное направление – предполагает приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям. Патриотическое воспитание.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.
Что важно при этом?
Прежде всего, необходимо определиться с направлением образовательной траектории ребенка, а именно, какие курсы внеурочной деятельности с учетом расписания и формы проведения занятий выбрать, как более рационально распределить время на процесс образования своих детей.
Особую важность также обретает организация контроля родителей за добросовестным отношением детей к занятиям курсов внеурочной деятельности, элективным и факультативным курсам.
Именно это должно позволить детям добиться планируемых образовательных результатов, помочь в реализации дальнейших планов!
Администрация МАОУ«Ягринская гимназия».